Российское общество друзей Зальцбургского фестиваля

«Шоу должно продолжаться»

«Любой театр – это психбольница, но оперный театр – палата неизлечимо больных» – эта старая цитата известного своим сарказмом дирижера Франца Шалька (1863 – 1931) в наши дни приобрела вдруг самые тревожные коннотации. Антракт, вызванный глобальной пандемией коронавируса, затянулся на долгие недели, нарушив все планы текущего театрального сезона и лишив зрителей по всему миру возможности наслаждаться живой музыкой. Чтобы самоизолировавшиеся театралы не падали духом, десятки закрытых на карантин оперных домов стряхнули пыль с видеоархивов и то и дело выкладывают онлайн эксклюзивные записи своих премьер. The show must go on. Для тех же, у кого нет времени и сил (или просто лень) следить за буквально почасовыми изменениями графика показов оперных постановок на многочисленных театральных сайтах, редакция operasociety.moscow собрала несколько прекрасных опер, доступных для просмотра в любое удобное время. Все, что от вас требуется – это хорошая интернет-связь и пятьдесят восемь часов свободного времени.

1

Из категории спектаклей, увидев которые, долго не можешь ничего сказать. «Волшебная флейта» (Брюссель, 2018 г.) глазами Ромео Кастеллуччи – не столько Моцарт, сколько философская притча о вечном столкновении огня и тьмы, мужского и женского начал. В роли Царицы ночи – Сабин Девьель.НА ВЫБОР: традиционный оперный double bill «Сельская честь / Паяцы» в неожиданно масштабной постановке Филиппа Штольцля для Зальцбургского Пасхального фестиваля (2015 г.). В обоих спектаклях блистает Йонас Кауфманн.
2

Полностью снабдить классическую оперу современным хореографическим рисунком – идея не новая: в той же Опере Фландрии с большим успехом в виде оперы-балета идут «Так поступают все» в постановке Анны Терезы Де Кеерсмакер. Прошлогодняя «Русалка» норвежского хореографа Алана Люсьена Ойена – еще один любопытный шаг антверпенского театра в этом направлении. В главной роли – Пумеза Матшикиза (и танцоры труппы Сиди Ларби Шеркауи).НА ВЫБОР: «Турандот» в постановке Роберта Уилсона для мадридского Театро Реал, безболезненные два часа в компании режиссера, у которого все спектакли выглядят одинаково (впечатляюще). С Ирен Теорин и Грегори Кунде в ролях Турандот и Калафа.

3

Звездный час Анны Нетребко«Травиата» на Зальцбургском фестивале 2005 года. «Devastating!», писал музыкальный критик The New York Times об этом выступлении г-жи Нетребко пятнадцать лет назад. «Magnificent!», пишет издание о ее выступлениях сейчас. Есть в мире оперы свои незыблемые ориентиры; Анна Нетребко из этой категории.НА ВЫБОР: Отобрать что-то особенное из имеющегося в наличии видеокаталога Анны Нетребко – задача такая же непростая, как отличить один спектакль Боба Уилсона от другого. Поэтому остановимся на берлинской «Манон» (2008 г.) с тем же звездным дуэтом Нетребко – Виллазон. Еще одна лирическая роль краснодарской суперсопрано, навсегда ушедшая из ее активного репертуара.

4



Известно, что «Троянцы», самое амбициозное сочинение Берлиоза, почти никогда не ставятся целиком – прежде всего, из-за пятичасового хронометража и исполинского состава оркестра и хора. Лондонская постановка сэра Дэвида МакВикара – тоже порезанная, но тем не менее производит неизгладимое впечатление. В партии Дидоны – Эва Мария Вестброк, Энея исполняет Брайан Хаймел.НА ВЫБОР: какая еще опера сравнится по масштабности с «Троянцами»? Пожалуй, разве что прокофьевские «Война и мир», где только сольных партий больше семидесяти (здесь – в постановке Франчески Замбелло для Парижской оперы 2000 года, с великой Образцовой в роли Ахросимовой).

5

Именно после лондонской премьеры «Нормы» в 2016 году Соню Йончеву начали сравнивать с Каллас и прочить ей славу новой Нетребко. История всё расставила на свои места, но тем не менее, масштабному спектаклю испанского режиссера Алекса Олле с его сотнями крестов и священниками ку-клукс-клановского вида невозможно не впечатлиться.НА ВЫБОР: После гигантских бюджетов Ковент-Гардена – минималистичная, как все спектакли Питера Селларса, «Иоланта» Чайковского в Мадриде. Вспоминаем времена, когда Теодор Курентзис дирижировал громкими премьерами по всей Европе, а не только в Зальцбурге.
6


«Электра» Рихарда Штрауса – опера-триллер, шокирующая до сих пор (если не мифической историей безумной героини, то хотя бы тем удивительным фактом, что на сцене еще ни разу не скончалась ни одна исполнительница главной роли – настолько невозможно написана композитором ведущая партия сопрано). Хорошо известный любителям фестивального кино режиссер Патрис Шеро создал в 2013 году для Экс-ан-Прованса золотой стандарт этой оперы, с великолепной Эвелин Херлициус в партии Электры – голос Херлициус настолько мощный, что исходящие от него волны ощущаешь физически даже в записи.НА ВЫБОР: «Так поступают все» Моцарта в постановке еще одного обладателя каннской «Золотой пальмовой ветви» (и заодно лауреата премии «Оскар») Михаэля Ханеке для мадридского Театро Реал (2013 г.) – из предпоследнего сезона великого Жерара Мортье в этом театре.
7
«Семела», замаскированная Генделем под традиционно религиозный формат оратории, в свое время привела лондонскую публику своим «чрезмерным эротизмом» и аморальными персонажами в абсолютную ярость. Постановка Роберта Карсена, изначально датированная 1999 годом, обрела второе дыхание только после того, какЦюрихская опера пригласила Чечилию Бартоли на главную партию. La Bartoli мгновенно превратила спектакль в абсолютный хит, и с тех пор англоязычная «Семела», словно «Щелкунчик» в Большом, идет в Швейцарии исключительно на Рождество и Новый год.НА ВЫБОР: не менее искрометный, но чуть более концептуальный (Бартоли то с бородой, то без бороды) «Ариодант» Кристофа Лоя, который Российскому Обществу друзей показывали в Зальцбурге в 2017-м году.

8

«Бассариды» в постановке Барри Коски – лучший пример того, на что способна подшефная режиссеру Комише Опер, незаслуженно задвигаемая оперными любителями на задворки берлинской театральной сцены. Сам Коски, иногда чрезмерно увлекающийся легкомысленными опереттами периода Веймарской республики, ставит серьезные драматические оперы редко, но, как говорится, метко. C Владимиром Юровским в оркестровой яме и великолепным дуэтом Шона Паниккара и Гюнтера Папенделля на сцене.НА ВЫБОР: «Фаэтон» Жана-Батиста Люлли – дорогостоящая копродукция оперных домов Версаля и Перми 2018 года. Поистине, оперный мир не знает границ. Вместо Теодора Курентзиса дирижирует крепкий аутентист Венсан Дюместр; может быть, поэтому спектакль незаслуженно быстро забыли – но, возможно, и потому, что из оперы вырезали все танцы, жаловался в свое время критик Петр Поспелов в «Ведомостях».
9
<!--iframe src="https://www.youtube.com/embed/LtSVBtcF0gA" frameborder="0" allowfullscreen="" class="redactor-keep-figure">
Дмитрий Черняков – известный любитель перевернуть представления публики о самых заезженных операх. Но в случае со «Сказкой о Царе Салтане» ему, кажется, получилось и достучаться до сердец зрителей. Брюссельский спектакль попал в прошлом году во все уважаемые списки музыкальных топ-событий, во многом также благодаря блестящим работам юного российского тенора Богдана Волкова и штатного дирижера La Monnaie Алена Альтиноглу.НА ВЫБОР: внезапно появившаяся на просторах youtube полная версия «Kontakthof» Пины Бауш – спектакля, который Пина планировала как разовое событие для вуппертальских пенсионеров, но вместо этого ставшего гимном хрупкости человеческой натуры, безуспешно противостоящей агрессии внешнего мира. Смотреть на случай, если не ёкнет на Чернякове.
10
<!--/iframe-->

«Написано на коже» – классический пример режиссуры Кэти Митчелл. Два этажа, не то жилые комнаты, не то освещенные ледяным светом операционные палаты; с такой хирургической бесстрастностью Митчелл препарирует всех помещенных на сцену персонажей. Влиятельный Энтони Томассини назвал оперу «завораживающей» и «ошеломительной». От исполнительницы главной роли Барбары Ханниган и правда не оторвать глаз. Мировой премьерой в Экс-ан-Провансе дирижировал в 2012 году сам композитор – Джордж Бенджамин; после этого спектакль объехал, кажется, весь мир (были даже гастроли в Большом).БОНУС-ТРЕК: Ханниган, в роли, так сказать, Начальника тайной полиции Гипопо из «Великого Мертвиарха», единственной оперы Дьердя Лигети. Такого вы никогда не видели (и не слышали). Для самых смелых – легендарная постановка «Великого Мертвиарха» авторства La Fura dels Baus полностью здесь.
11

Яркий пример работы еще одного классика современного европейского театра –Кшиштофа Варликовского – также поставленный для фестиваля в Экс-ан-Провансе «Триумф Времени и Разочарования» Генделя. Режиссеру явно импонирует простота сюжета (Время и Разочарование пытаются убедить Красоту отказаться от Удовольствия ради «вечного»; либретто написано католическим кардиналом), так что внезапно для зрителя простая притча разыграна как молодежная драма в антураже ночного клуба. Солируют сплошь звезды: Сабин Девьель, Майкл Спайрс, Франко Фаджоли.

12
«Анна Болейн»: нет, вы только посмотрите на эти костюмы! А драгоценности! Три с половиной часа в компании бриллиантов, парчи, Элины Гаранчи и Анны Нетребко – никакой коронавирус не страшен.