«Primo Uomo»

Выбор Российского Общества друзей Зальцбургского фестиваля
Мир оперного пения трудно обвинить в патриархате: в отличие от примадонн, прочно закрепившихся на мировом музыкальном Олимпе, термин «первый мужчина» утерял всю свою былую жизнеспособность. А ведь были времена, когда вокруг primo uomo – Фаринелли, Сенезино, Николини – вращалась вся оперная жизнь. Но сколь бесчеловечным было само явление кастратов, столь же бесчеловечно за свою искусственность они и были отправлены в утиль. В XIX век опера вступила в одну ногу с тенорами – самыми высокими «нормальными» мужскими голосам, позже значительно разнообразив репертуар партиями для баритонов и басов.

В отличие от примадонн, основные партии которых написаны для сопрано, мужские роли сегодня впечатляют своей эклектичностью. Российское Общество друзей выбрало для StayHome.Moscow несколько современных постановок, в которых солируют главные мужские голоса сегодняшней оперы – Йонас Кауфманн, Хавьер Камарена, Филипп Жарусски, Петр Бечала, Ильдар Абдразаков и другие.
Традиционный оперный double bill «Сельская честь / Паяцы» в неожиданно масштабной постановке Филиппа Штольцля для Зальцбургского Пасхального фестиваля (2015 г.). В обоих спектаклях блистает главный тенор современности Йонас Кауфманн.
Довольно яростная версия «Дона Жуана» для Фестиваля в Экс-ан-Провансе 2017 года. В главной партии – баритон Филипп Слай, с невероятным составом (Элеонора Буратто, Изабель Леонард, Жюли Фукс) в остальных ролях.
Культовая постановка оперы «Артаксеркс» Национальной оперы Лотарингии, воскресившая интерес в позабытых сочинениях композитора Леонардо Винчи. Как и в оригинальной версии Винчи 1730 года, все женские партии в ней (и вообще все партии, за исключением тенорной роли злодея Артабано) исполнили ведущие мировые контратеноры – Филипп Жарусски, Макс-Эмануэль Ценчич, Франко Фаджоли, Юрий Миненко.
Имена тенора Петра Бечалы и баса Ильдара Абдразакова и по отдельности гарантируют постановке успешный бокс-офис; объединить же таких суперзвезд в одном спектакле под силу единицам оперных домов и фестивалей – Зальцбургский из их числа (на видео: премьера «Фауста» Гуно на фестивале 2016 года).
Цюрихский «Отелло» Россини с целым букетом ярких теноров – Джон Осборн (в незадачливом blackface), Эдуардо Роча, Хавьер Камарена – и великой Чечилией «La Gioiosa» Бартоли в роли Дездемоны.

К слову, о Хавьере Камарене: мексиканский тенор держит, кажется, рекорд по количеству анкоров посреди спектакля в Метрополитен-опера. Посмотрите, как во время прошлогодней «Дочери полка» Доницетти певец и огромная толпа статистов вынуждены «открутить» спектакль назад и повторить для беснующейся публики арию «Ah! Mes amis ... Pour mon ame» с её восемью «верхними до».